Семейный кодекс Российской Федерации закрепил право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание, но часто в нашей жизни происходит наоборот и родителям приходится разводиться.
Согласно ст. 61 Семейного кодекса “Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительское право)”. Если родители не могут прийти к соглашению об осуществлении родительских прав, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст.66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников ( п.3 ст.67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст.68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п.2 ст.150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК РФ); о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст.76 СК РФ) и другие.
Из сложившейся практики обычно ребенок после развода родителей останется с матерью, но и отец имеет все права на воспитание ребенка. Поэтому при подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка после развода. При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку после развода условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка после развода, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к одному из родителей. При рассмотрении всех обстоятельств спора о том, с кем же из родителей останется ребенок после развода, нельзя забывать также и мнение самого ребенка.
Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении вопросов типа "ребенок после развода", которые непосредственно затрагивают его интересы.
Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности, при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося, затрагивающего его интересы.
В зависимости от возраста ребенка его мнению придается различное правовое значение. Конвенция ООН о правах ребенка предписывает “уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью”. Согласно ст.57 СК учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен. До этого возраста ребенок, способный выразить свои взгляды, тоже обязательно должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Однако, это не значит, что указанные лица всегда обязаны согласиться с мнением ребенка, достигшего десяти лет. Ребенок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он, хотя и способен бывает сформулировать свое мнение, но не обладает еще способностью осознать свои собственные интересы (например, если имеет место стремление ребенка при определении судом его место жительства остаться жить с родителем-алкоголиком, наркоманом или с родителем, удовлетворяющем все его неразумные прихоти и т.п.).
Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка после развода.
Какое бы решение не вынес суд, кому из родителей отдать предпочтение, кого из них назначить непосредственным воспитателем ребенка после развода, другой родитель не утрачивает вовсе своих прав и обязанностей. Он становится обладателем права на общение с ребенком, на участие в его воспитании, образовании и жизни.